Гражданское общество под угрозой - помощь в его укреплении в Украине, Беларуси и Молдове
Украина, Беларусь и Молдова находятся на передовой напряженной борьбы за собственное будущее. Этому будущему угрожают действия России, использующей арсенал мер по ослаблению их суверенитета.

Методология
В отчете описывается негативное влияние России и воздействие этого влияния на работу организаций гражданского общества (ОГО). Авторы попытались определить три главных уязвимых пункта каждой из трех стран и предложить возможные меры противодействия.
Украина
В отчете утверждается, что в стране превалирует неконсолидированная демократия с низким участием граждан, лишившихся иллюзий после Евромайдана, а также рухнувшим региональным медиасектором. В настоящее время 52% украинцев считают, что сложно сказать, кто начал войну на востоке Украины.
Украинское правительство уже применило ряд мер по ограничению российского влияния в стране: запретило российские социальные сети, не выдает аккредитации российским журналистам, усилило военное присутствие, наладило сотрудничество между государственным и кибер-секторами в области безопасности. Украинское гражданское общество в качестве борьбы с российской дезинформацией предлагает ряд проектов по медиаграмотности и фактчекингу.
Молдова
Ситуация в Молдове оценивается как значительно худшая. Государство де-факто захвачено несколькими олигархами с сильными связями с Россией, в российской пропаганде в медиасекторе противостоять почти некому. Православная Церковь также оказывает негативное влияние на общество, распространяя антизападные нарративы. Эти искуственную поляризацию "ЕС - Россия" использует для усиления своего политического контроля нынешнее правительство.
Согласно отчету, правительство почти ничего не сделало для противостояния российскому влиянию: закон 2013 года об антипропаганде - не более чем приукрашивание реальности, а действия церкви не могут никем осуждаться.
Беларусь
Беларусь несколько отличается от двух остальных стран, так как она входит в Евразийский Союз, а ее правящий режим авторитарен. В отчете указывается, что украинский кризис привел к укреплению белорусской национальной идентичности, но медиа и социальные сети по-прежнему находятся под контролем России. Как и в Молдове, Православная церковь поддерживает Россию. Что касается гражданского общество, то в нем порой сложно отличить контролируемые правительством неправительственные организации (GONGO) от настоящих (NGO).
Белорусский президент Александр Лукашенко не предпринимает ничего для противодействия влиянию России.
Луцевич и Булеж предлагают следующие рекомендации:
- Способность сопротивляться (стойкость) должна стать ключевым пунктом любой донорской поддержки. Доноры должны поддерживать развитие устойчивости и стойкости обществ, чтобы те лучше справлялись с кризисами, использовать ресурсы более эффективно и становиться более стабильными.
- Развивать медиаграмотность и гражданскую грамотность.
- Развивать потенциал независимых СМИ.
- Улучшать качество гражданского и общественного диалога, так как сейчас почти не наблюдается фасилитированного взаимодействия между представителями различных позиций.
- Необходимо интенсифицировать внутреннюю мобильность и способствовать большему обмену между людьми из различных регионов;
- Улучшение национального и международного сотрудничества и государственного/негосударственного сотрудничества .
Роль Европейского союза
Катарина Матернова рассказала о стратегии Евросоюза по противодействию российским угрозам. Она проинформировала собравшихся о том, что ЕС изменил свои механизмы финансирования для стран Восточного Партнерства после консультаций с вовлеченными сторонами. Она также упомянула новый План действий ЕС против дезинформации, направленный на усиление ЕС и его сотрудничества с третьими сторонами. Среди прочего, будут поддерживаться медиа и усилится команда Евросоюзу по Стратегической коммуникации.
Исполнительный директор ЕФД Ежи Помяновский подчеркнул, что главным при этом является доверие. Европейский Союз должен найти способ завоевать больше доверия. Говоря о регулировании Интернета, он подчеркнул, что необходим разумный баланс свободы слова и регулирования онлайн-медиа.
Прочесть полный отчет можно здесь.